Начало  |   Аналитика/Публикации  |   e-finance  |   e-business  |   e-payments  |   Форум  |   Cсылки  |   О проекте  |

 



Имеет ли смысл сейчас заниматься розничной Интернет-торговлей продовольственных товаров?

Леонид Новомлинский,
вице-президент по развитию бизнеса и технологий, компания eTopS Consulting

Тел.: (095) 797-9966, факс: 797-9967, e-mail: LeonidN@etops.ru
www: www.etops.ru, www.ipassage.ru, www.megalavka.ru

Этот материал представляет собой краткое изложение выступления автора на 2-й Профессиональной Ассамблее "Розница и Дистрибуция - 2000" (Москва, 5 - 6 сентября 2000г.)

Как было объявлено, тема настоящей Ассамблеи - "Российский продовольственный рынок - новая стратегия роста". Для меня как человека, представляющего компанию eTopS Consulting, которая является Web-интегратором и занимается созданием и внедрением систем электронной коммерции и электронного бизнеса, эта самая "новая стратегия роста" однозначно связана с Интернет-торговлей, но я отдаю себе отчет, что для бизнесменов, занимающихся off-line розницей и дистрибуцией продовольствия, это совершенно не очевидно. Более того, среди них имеется очень много скептиков, которые не считают нужным заниматься Интернет-торговлей сейчас. В "Ведомостях" была опубликована примечательная заметка по этой теме - статья "Жителям Сети не нужна еда".

Судя по этой заметке, Интернет бизнес надо забыть лет на 10. Я абсолютно не согласен с этим выводом, но полный анализ ошибок этого исследования я не смогу здесь привести, поэтому назову только две, но очень серьезные стратегические ошибки.

Первая ошибка связана со стратегией развития и бизнес схемой компании, которая собирается заняться Интернет бизнесом. Очевидно, что компания "ПРО-СТОР" планировала организовать Интернет-торговлю как продолжение, точнее расширение своего обычного, off-line бизнеса. То есть априори предполагалось, что можно (и нужно!) перенести бизнес схему супермаркета в Интернет-магазин. Исходя из этой предпосылки, была разработана схема обследования, т.е. по сути дела изучался потребительский (off-line!!!) спрос на такую схему.

Ошибка заключается в том, что совершенно не правильно просто брать off-line бизнес схему и переносить ее в on-line. Интернет бизнес существенно отличается от обычного бизнеса по очень многим параметрам, в первую очередь по маркетингу. Поэтому простой перенос off-line бизнес схем в on-line обычно не срабатывает. Глубинная причина этого заключается в том, что Интернет покупатель очень сильно отличается от обычного покупателя с улицы. Эти отличия известны, они много раз обсуждались и обсуждаются в публикациях, для их выяснения постоянно проводятся опросы и анкетирования. Таким образом, это достаточно хорошо разработанная тема.

Профессионалы Интернет бизнеса знают все эти особенности и обязательно учитывают их. Именно поэтому они могут разработать стратегию и построить правильную бизнес схему практически для любого бизнеса в Интернет. Но при этом они также знают, что Интернет бизнес обязательно будет отличаться от off-line бизнеса по очень многим параметрам. Собственно определение этих параметров и будет составлять содержание первого этапа консультаций по выработке стратегии Интернет бизнеса для той или иной компании.

В качестве примера изменения самой стратегии продаж и бизнес схемы при переходе из off-line бизнеса в Интернет бизнес, можно рассказать о последнем проекте нашей компании eTopS Consulting - Интернет-магазине компании Sony. Он только что открылся (в августе 2000 года, его адрес - www.sonystyle.ru), и в нем реализована схема прямых продаж электроники компании Sony конечному покупателю, находящемуся в любой точке России. При этом поставки товаров идут напрямую со складов компании в Европе, минуя традиционные каналы сбыта - дистрибуторов, дилеров и розничные магазины. Компания Sony никогда не занималась прямыми продажами, и тем не менее, при переходе к Интернет бизнесу было принято решение разработать эту совершенно новую для компании бизнес схему. Конечно, на начальном этапе в этом Интернет-магазине будет очень мало продаж по сравнению с оборотами традиционных каналов сбыта компании, но мина уже заложена и тикает, и тот, кто думает, что она не взорвется еще лет 10, глубоко ошибается!

В случае с компанией "ПРО-СТОР" можно сказать, что более правильным было бы реализовать в их Интернет-магазине схему магазина-дискаунтера, или систему cash&carry, или какое-то сочетание этих бизнес схем. Для более точных рекомендаций необходимо провести обследование инфраструктуры компании, ее логистики, а потом уже разрабатывать стратегию Интернет бизнеса, наиболее эффективного для этой компании.

Вторая серьезная ошибка проведенного компанией "ПРО-СТОР" обследования заключается в том, что выводы делались с помощью простой линейной экстраполяции данных. В Интернете это совершенно недопустимо, по крайней мере, в настоящее время. Я не буду приводить зарубежные данные существенно нелинейного роста числа пользователей Интернет, увеличения оборотов продаж в Интернет-магазинах (сектор В2С) и торговых Интернет площадках (сектор В2В). Будем говорить только о России. Вот, например, цитата из журнала "Деньги" (№34, 30 августа 2000, "Взлет курьера"): "По оценке инвестиционного банка Brunswick Warburg, если по итогам текущего года оборот российских Интернет-магазинов составит $17 млн., то уже в следующем году он вырастет до $176 млн.; в 2002 году - до $392 млн., в 2003-м - уже до $900 млн.". То есть за три года оборот увеличится в 50 раз! Причем, нелинейно. Другой пример "нелинейности" приводится в той же статье в "Деньгах" - еженедельный прирост Интернет заказов компании "Служба 77" - "супермаркета по телефону" (адрес в Интернет - www.service77.ru) составляет 30-40%!

Эти данные о нелинейном росте числа заказов, оборотах Интернет-магазинов накладываются на статистику роста числа пользователей Интернет в России, которая тоже является нелинейной: число пользователей удваивается каждые полгода (правда сейчас эти темпы меньше). А известно ли вам, сколько вообще лет потребительской торговле в Интернет? Всего пять! Весной 1995 года журнал "The Wall Street Journal" опубликовал краткое сообщение о том, что в Интернет-магазине впервые произведена тестовая покупка товара с предъявлением кредитной карточки. Всего за 5 лет робкие ручейки Интернет-торговли превратились в мощную реку, даже водопад Интернет бизнеса, с которым уже не могут не считаться гранды традиционного off-line бизнеса. Так произошло в Америке, такой же процесс сейчас идет в Европе, все начинается и в России, но, действительно, все только начинается.

О каких 10 годах ожидания может идти речь?! Все сроки спрессованы в 2 - 3 года, не больше. Это прекрасно понимают те, кто уже прошел хотя бы часть этого пути, - в первую очередь американские инвесторы. Московский корреспондент того же "The Wall Street Journal" вчера брал интервью у вашего покорного слуги; вопросы были о российском Интернет бизнесе, его перспективах, особенностях, его удачных примерах. Понятно, что такой материал интересует не простых американских обывателей, а инвесторов. Американские инвесторы прекрасно знают, что в нелинейной системе, которой является Интернет бизнес, даже небольшие, но правильно и вовремя сделанные инвестиционные вливания могут дать очень хорошие результаты, и не за 10 лет, а за 2 - 3 года (иногда и раньше). Американские инвесторы понимают, что главная стратегия начального этапа инвестирования на рынках, подобных российскому, заключается в том, чтобы быстро занять максимально большой сегмент рынка. При этом они знают, что сама сегментация Интернет бизнеса имеет другую структуру, нежели off-line бизнес, но это уже совсем другая история. Они также знают, что начальные затраты на создание Интернет-магазинов, торговых площадок и любых других Интернет проектов удваиваются каждый год, и тенденция эта пока сохраняется как на западе, так и в России.

Инвесторам, уже начавшим вкладывать в Интернет, очень выгодно появление подобного рода заметок в "Ведомостях", так как такая информация, поданная без специального профессионального анализа, только охлаждает пыл остальных бизнесменов (вас, Господа!), а в это время "под шумок" идет мощное строительство Интернет-бизнеса. В том числе это характерно и для розничного продовольственного сектора рынка (примеры уже были упомянуты - XXL.ru, Рамстор, "Служба 77"); все время появляются и другие игроки.

Так что тот, кто не идет в Интернет бизнес сейчас, рискует опоздать, т.к. завтра ему придется не просто "идти в Интернет", но и заниматься вытеснением оттуда "новых конкурентов", а это стоит существенно больших денег, чем просто региональное развитие. Как видите, этот мой вывод полностью противоположен тому, что был сделан супермаркетом "ПРО-СТОР", и я надеюсь, что смог донести до вас основные аргументы в пользу этого моего вывода.

 

www.e-commerce.ru

Обратно к разделу "Аналитика/Публикации - e-commerce"

 

 

 

 

Design, constructed and supported by Mike.Ramz